Требования к докладам участников Апрельских юношеских чтений

Основной формой участия школьников и студентов в Апрельских юношеских чтениях «Произведения Ф. М. Достоевского глазами читателей XXI века» является выступление с докладом по какой-либо проблеме творчества Ф. М. Достоевского, отражающим собственные наблюдения докладчика над текстом.

Доклад имеет существенные отличия от других видов исследовательской работы, таких как реферат и статья. Прежде всего, доклад – это устное выступление, в котором в доступной, ясной и связной форме излагаются результаты проделанной автором научно-исследовательской работы. Доклад ориентирован на слушателей, в отличие от реферата и статьи, ориентированных на читателей. Доклад в рамках Апрельских чтений имеет строго фиксированные рамки – он не должен превышать десяти минут. За это время необходимо донести до аудитории те наблюдения, которые сам докладчик считает наиболее важными, обоснованными и интересным. Идеальный доклад – тот, который оставляет у слушателей ощущение гармонической целостности, логической последовательности, новизны и который способен вызвать вопросы к докладчику. Доклад предполагает именно целостное авторское выступление, обыкновенно начинающееся введением в некую проблему или постановкой какого-то вопроса/вскрытием противоречия, обнаружением какого-то конфликта, продолжающееся развитием отдельных положений и наблюдений автора и заканчивающееся кратким подведением итогов проделанной работы, формулированием выводов, к которым пришел автор на данном этапе.

Поскольку время доклада строго ограничено десятью минутами – это накладывает необходимые ограничения и на объем печатного текста, с которым будет выступать участник (Не более 4-5 стр. печатного текста. Размер шрифта – 14, полуторный интервал). Речь докладчика не должна быть чрезмерно быстрой и торопливой, поскольку это значительно затрудняет восприятие его доклада слушателями, на которое он должен быть ориентирован. Предварительно необходимо хронометрировать свой доклад, чтобы он заведомо не превышал установленного лимита времени. Если он все же выходит за пределы десятиминутного сообщения, следует его сократить, оставив лишь наиболее интересные и важные наблюдения.

Реферат – это тот вид работы, который является излишней и ненужной формой в рамках Апрельских чте-ний. В докладе, в отличие от реферата, не требуется свойственной последнему сложной структуры с делением на главы, а также нарочитого акцентирования внимания на цели, задачах, объекте, предмете и актуальности исследования. Тем не менее, цель и предмет исследования должны быть очевидны из самого текста доклада.

При подготовке доклада любая мысль, взятая из чужого текста, помечается как цитата, если приводится дословно, или, в любом случае, отмечается, кто ее автор или что является ее источником, если приводятся чужие выводы в несколько измененной форме. Главным источником, на основе которого готовится доклад, являются тексты произведений Ф. М. Достоевского. Доклад может быть ориентирован на изучение творчества нескольких писателей (например, Достоевского и Пушкина, Достоевского и Кафки и т. д.). Любые литературоведческие и иные научные исследования являются вторичными источниками или вспомогательной литературой, и их использование является желательным, но не строго обязательным. Объем цитат и обращений к вторичным источникам не должен превышать общий объем собственных наблюдений и положений автора доклада.

При подготовке доклада и его представлении на конференции желательно избегать штампов и общих мест (например, «это имеет важное значение», «Достоевский – великий писатель» и т. д.), и, напротив, заострять внимание на неочевидности, спорности каких-то положений и возможных путях их преодоления или понимания. Вряд ли стоит также злоупотреблять т. н. «школьными» фразами вроде «я считаю», «я полагаю», «по моему мнению», «на мой взгляд», поскольку заведомо предполагается, что все приводимые докладчиком мысли и суждения, включая цитаты других авторов, если они специально не оспариваются в его докладе, являются его мнением и личным взглядом на проблему.

Докладчик должен быть готов к вопросам аудитории, касающимся содержания его доклада. Вопросы и замечания экспертов и аудитории, как правило, призваны помочь ему усовершенствовать его доклад.

НИКОЛАЙ ПОДОСОКОРСКИЙ

О чтениях

Друзья

  • Вконтакте
  • Фонд Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного
  • Центр национальной славы России
  • Главное меню